пятница, 13 сентября 2013 г.

ЭТО ОЧАРОВАТЕЛЬНОЕ СОВРЕМЕННОЕ РЕТРО (практический очерк о монохромной фотографии)

Вначале был свет... Точнее, свет и тень. Именно эти противоположности лежат в основе классического становления и развития фотографии – «светописи». От первых наивных и статичных дагерротипов* до рвущегося из кадра драматического движения военной хроники фотография оперировала оттенками между светом и тьмой. Опыт правильного экспонирования, интересной композиции, сквозных сюжетов, проходящих через серию снимков, парадоксальных приемов, оптических иллюзий ковался в спартанских условиях «монохрома».


Рис. 1. Одна из бесчисленных гениальных черно-белых работ Анри Картье-Брессона (1908-2004) – мэтра фоторепортажа, одного из родоначальников жанра концептуальной фотографии.


А потом появился цвет. Он приблизил фотографию к реальности, дал ей новый толчок к развитию. Цвет подарил фотохудожникам новое измерение и превратил их из графиков в полноправных живописцев. И, все же, даже в наш продвинутый век технологических возможностей находятся серьезные и авторитетные фотографы, отдающие предпочтение «ч/б». И любители порой вздыхают по очарованию ушедшей эпохи, нет-нет да и обратятся к этому «дедовскому» способу отображения окружающей действительности.
Ранее всех выразительные преимущества монохрома поняли рекламисты. Ни в одной сфере индустриальной фотографии простое или тонированное «ч/б» не нашло такого активного применения, как в рекламе и PR**. Потому что бывают случаи, когда форма важнее цвета.


Итак, если Вы – фотолюбитель-энтузиаст, решивший попробовать себя в сфере монохромного фото, то Вы располагаете такими технологическими возможностями:

1. Многие цифровые «беззеркалки» (в народе их иногда зовут «мыльницами») и зеркальные камеры профессионального уровня имеют в меню предустановку режима черно-белой фотографии, зачастую еще и режима «сепии» (sepia традиционное тонирование монохрома в коричневый оттенок, пришедшее из аналоговой церно-белой фотографии). В этом случае все предельно просто: Вы можете получать фотографии, ка на рис. 2 (b,c) или, по крайней мере, (b).



Рис. 2. Демонстрирует основные виды фотографии с точки зрения цветности. Исходное изображение любезно предоставлено Ладой Холошо 

2. Если Вам нужно получить результат (b), (c) или (d) из полноцветного оригинала (a), то, разумеется, Вам не обойтись*** без специального ПО (программного обеспечения), которое называется растровым графическим редактором (иногда их называют «фоторедакторы»).

На сегодняшний день наиболее известной программой из этой области является Adobe Photoshop.


Рис. 3. Загрузочное изображение Adobe Photoshop CS (Creative Suit) версии 12.



Несмотря на все очевидные преимущества и впечатляющую мощь, Photoshop имеет два существенных «недостатка»: во-первых, он довольно сложен в освоении, во-вторых – дорог. Однако у Photoshop есть «двойник» – это совершенно бесплатный расторовый редактор GIMP, который, не обладая некоторыми узко-профессиональными функциями Photoshop, тем не менее удовлетворяет всем требованиям обработки изображений в цветовой системе RGB (Rred – красный, G – green – зеленый, Bblue – синий); именно в этом цветовом пространстве Ваш фотоаппарат сохраняет JPEG-изображения – снимки. GIMP имеет пользовательский интерфейс, практически аналогичный «фотошоповскому». Таким образом, научившись выполнять свои операции в одном редакторе, Вы всегда сможете перейти к другому.

Рис. 4. Все нижеизложенные манипуляции рассмотрены именно в этой версии программы.



Надо заметить, что те функции обработки фото, которые интересуют нас в данной статье, содержатся во многих бесплатных редакторах. Вот лишь некоторые из них:

Artweawer (www.artweaver.de/en) – Win
• CinePaint (www.cinepaint.org) – Linux, Win, MacOS
Fotografix (www.lmadhavan.com/software/fotografix) – Win

Все подобные программы обладают более или менее сходными инструментами, и при желании можно выбрать ту, что по душе.

Здесь я намеренно не рассматриваю специализированное брендовое ПО, которое поставляется в комплекте с фотоаппаратом. Замечу только, что большинство из них реализованы подобно еще одной широко известной разработке AdobeLightroom. Интерфейс и базовые функции этой программы de facto стали стандартом не только любительской, но и профессиональной обработки фотографий, где фотограф получает все нужные инструменты и полный доступ ко всем мыслимым параметрам фото. Новичкам, делающим первые шаги в компьютерной обработке фотоснимков, придется всерьез проштудировать многие термины и их физический смысл, чтобы получать в таких программах удовлетворительные результаты.

Сейчас мы с Вами рассмотрим живой пример, используя для простых манипуляций фоторедактор GIMP.

Эта фотография Таллинна выбрана мной не только из любви к городу, но еще и потому, что в ретро-стиле она будет смотреться не хуже полноцветного оригинала, ведь на ней нет современных деталей.


Рис. 5. Улочки современного Таллинна – вне времени :).


Путем несложного преобразования с помощью базовых функций GIMP (Цвет > Обесцветить > Светимость > [OK], рис. 6) получаем ч/б-изображение (рис.7).

Рис. 6. Перевод цветного изоражения в черно-белое.

Рис. 7. Черно-белая копия цветного оригинала.

Отмечу маленький, но важный нюанс: такой способ изготовления черно-белой копии, вообще говоря, нарушает в той или иной степени соотношение света и тени на снимке. Так происходит потому, что все цвета радуги, психологически отличающиеся по яркости, сводятся к каким-то оттенкам серого. Например, сине-зеленый цвет определенной интенсивности может передаваться таким же оттенком серого, что и красно-коричневый. Это несколько обедняет выразительность кадра, и потому попробуем применить еще одну несложную операцию (Цвет > Яркость-Контраст >Яркость -10 / Контраст 10 > [OK], рис. 8):

Рис. 8. Корректировка черно-белого изображения.



Теперь фото выглядит более выразительным:


Рис. 9. Слегка подправленное черно-белое изображение (при желании контраст и яркость можно усилить или, наоборот, ослабить, имитируя выцветшую фотокарточку). 

Сохранив его на флэшку или жесткий диск компьютера под уникальным именем (не перезаписывая в файл оригинала!), начинаем производство тонированного монохрома (сепии). Эффекта можно достичь разными способами, но самый доступный для любителя следующий (Цвет > Тонировать > Тон 30 / Насыщенность 20 / Освещенность -5 > [OK], рис. 10):

Рис. 10.

Результат, с моей точки зрения, неплохо имитирует винтажную технику тонированния:

Рис. 11. «Винтажное» фото.

Параметры «Тон», «Насыщенность» и «Освещенность» я подобрал по своему вкусу, руководствуясь возможностью предварительного просмотра результата. Вы можете не согласиться со мной и выбрать свои значения. Причем тонировать можно не только в сепию, поскольку перемещение ползунка «Насыщенность» во всем диапазоне пробегает весь цветовой спектр.

Сохраним и этот результат под другим именем, закроем этот файл, а затем займемся самым трудным делом – получением частично-тонированного монохромного изображения (как на рис. 2, d). Я ставлю себе задачу на откорректированном черно-белом изображении улочки Таллинна (рис. 9) сохранить цветную (красно-коричневую) черепицу крыш двух домов в центральной части снимка.

Для подготовки этого:
• открываем в GIMP оригинальное цветное изображение;
• открываем файл с черно-белой копией (GIMP делает это в новом окне);
• находясь в окне ч/б, применяем универсальную команду «Выделить все» с помощью клавиатурного сокращения [Ctrl]+A ([Opt]+A на MacOS). Вокруг кадра появится бегущая пунктирная линия, которая показывает, что фото выделено (целиком);
• помещаем изображение в буфер копирования в буфер копирования с помощью общесистемной клавиатурной команды [Ctrl]+С ([Opt]+C на MacOS);
• переходим в окно с цветным оригиналом и, выбрав в верхнем меню пункт «Слой», создаем новый слой (Слой > Создать новый слой > Прозрачный > [OK]);
применяем общесистемную клавиатурную команду [Ctrl]+V ([Opt]+V на MacOS), поместив ч/б-изображение поверх цветного на новый слой (для завершения операции копирования в отдельном окошке «Слои», которое, как правило, расположено в правой верхней части поля редактора нажать на изображение якоря, прикрепив так называемый плавающий слой выделения к созданному новому слою).
Если все выполнено правильно, то окно «Слои» будет выглядеть так (рис. 12):

Рис. 12. Сейчас проект состоит из двух слоев. В принципе, их может быть сколько угодно (вернее, сколько позволит память Вашего компьютера).


Теперь становится совершенно понятным, что для выполнения этого последнего упражнения нам был нужен не просто фоторедактор, но редактор, поддерживающий слои (к счастью, многие современные платные и бесплатные программы работы с изображениями имеют такую функцию). Вы можете отключить видимость слоя, поиграть с его прозрачностью, закрепить его (т.е. он не будет смещаться по отношению к планшету многослойного файла). Вернемся к нашей задаче.

Находясь на новом слое с ч/б-изображением, переходим в окно «Панель инструментов» и выбираем пиктограмму «лассо» – оно выглядит, как петля с узелком. Чтобы выделить контур крыш аккуратно, укрупняем видимость изображения до комфортных размеров, нажимая кнопку [+] и одновременно удерживая клавишу [Shift]. Затем подводим курсор «лассо» к одному из углов контура крыш и делаем клик правой кнопкой мыши. Затем тянем пунктирную линию выделения до следующего угла контура, делаем клик правой кнопкой мыши и так далее, пока нужный фрагмент не замкнется. Поскольку крыш две, да и та, что ближе, состоит из двух независимых фрагментов (разделенных трубой дымохода), то перед оконтуриванием очередного фрагмента удерживайте [Shift] – тогда предыдущее выделение не отменится. Если все сделать правильно, то получится такая картинка (рис. 13):

Рис. 13. Фрагмент черно-белого слоя с выделенными крышами домов.



Далее нам остается совсем немного до завершения задуманного: нажать клавишу [Delete], удаляя с черно-белого слоя выделенные фрагменты. Выполнив команду [Shift]+[Ctrl]+A ([Shift]+[Ctrl]+A на MacOS) отменяем выделение и сохраняем в новый файл результат, который выглядит вот так:

Рис. 14. Результат частичного (зонального) тонирования монохромной фотографии путем прорезания «дыры» в верхнем ч/б-слое, наложенном на цветной оригинал.

Подводя итог, обращу Ваше внимание на некоторые моменты. Во-первых, в данном случае задача была довольно проста, потому что удаленные с верхнего слоя фрагменты идеально оконтуривались ломанной линией. Если бы нужный объект имел более сложную форму (как лайм на рис. 2), то при оконтуривании объекта с помощью «лассо» пришлось бы помучаться, намечая овал маленькими «стежками». Во многих редакторах есть более изящный механизм отрисовки выделенной зоны, который осуществляется с помощью построения многоузловой кривой. Если кого-то всерьез заинтересует это занятие, может разобраться путем самостоятельных экспериментов. Здесь же я показываю сам принцип. Во-вторых, «профи» решал бы эту задачу несколько иначе, задействуя иные инструменты, но ведь наша задача в данном случае – получить интересный результат, а не досконально изучать графический редактор и методы профессиональной работы в нем.

Кроме того, полученный результат хорош для экранного воспроизведения, размещения в Интернете и, в лучшем случае, распечатки в домашних условиях. Но если Вам нужен по-настоящему индустриальный результат для полиграфического воспроизведения или коммерческой печати, то лучше обратиться к услугам профессионального дизайнера, понимающего процесс допечатной подготовки изображения.

Надеюсь, что этот материал поможет Вам расширить творческие возможности и станет одним из проводников в прекрасный мир монохромной фотографии.

Хороших Вам снимков и приятной работы над фото!

____________________
* Дагерротип (франц. Daguerréotype от фамилии Daguerre и греч. typos — "отпечаток") — изображение на светочувствительной пластинке, способ получения которого разработан французским изобретателем Л.-Ж.-М. Дагерром (1787—1851). Дагерр был художником, тяготевшим к натуралистическим, иллюзорным изображениям. В 1822 г. он первый создал диораму. В конце 1839 г. разработал способ получения изображения на металлической пластинке, покрытой слоем йодистого серебра, под воздействием световых лучей. Это изобретение считается началом искусства фотографии. Вначале изображение получалось только в одном экземпляре, называвшемся дагерротипом. В 1840 г. была создана технология получения оттисков с дагерротипа, превратившегося в печатную форму (см. гелиогравюра; фотографика; фототипия). – Яндекс.Словари › Словарь изобразительного искусства. — 2004—2009.
** Связи с общественностью (Public Relations, пиар).
*** На самом деле, иногда можно обойтись, так как многие цифровые фотоаппараты, не фотографируя в монохроме, позволяют после получения снимка применить к нему экспресс-обработку. Т.е., в этом случае чистый или тонированный монохром – это спецэффект аппарата. Несмотря на очевидную простоту такого способа, он не дает гарантированно хороших результатов, поскольку применяет некие усредненные алгоритмы.


© 2013. Полное или частичное воспроизведение данного текста  возможно лишь с согласия автора. 

1 комментарий:

  1. Владислав, спасибо, хороший ликбез, большой респект))).
    У меня как раз такая программа есть, но только на рабочем компьтере.

    ОтветитьУдалить