четверг, 15 августа 2013 г.

ПАРФЮМЕРИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ МАРКЕР

Несмотря на то, что кое-где еще сохранились редкие анклавы благоразумия, в целом современный мир – это тотальное общество потребления. Прошли те благословенные времена, когда двух пар брюк мужчине хватало на все случаи жизни. Да и с одной не пропал бы*... Теперь почти все мы раз в год меняем мобильный телефон, протираем полы трижды надеванной «морально устаревшей» футболкой, выбрасываем ручку за два евро, если в ней закончился стержень. А еще покупаем часы под костюм, очки под часы и автомобиль к очкам. Если, конечно, есть деньги. С каждым годом их нужно все больше и больше, а счастья все нет и нет. Вещевой «промискуитет»** мстит нам отсутствием чувства надежности. В погоне за обладанием мы только покупаем, ничего, в сущности, не приобретая. И глобальная маркетинговая система пристально следит за тем, чтобы мы вдруг не одумались.

И среди всего этого обилия предметов есть нечто совсем уж эфемерное – это ароматы, парфюмерия. Они стали не только неотъемлемым атрибутом женщины, но и тех следящих за собой мужчин, которых нынче обозначают словом «метросексуал». В былые времена мужчина пользовался одним одеколоном после бритья, а добровольная смена его марки означала очень большие перемены. Теперь у платежеспособного человека, ведущего активный образ жизни, есть аромат на утро, на вечер, для деловых встреч, для романтического ужина, после спортзала и т.д. и т.п. безусловно, это касается не всех людей; но тенденция, похоже, приобретает массовый характер, она превращается в устойчивый тренд как неотъемлемую черту «качественной жизни» нашего времени. В пестроте парфюмерных брендов высшей, первой и всех остальных лиг мы пытаемся найти себя. И здесь не обходится без курьезов.

Новейшее время породило по отношению к парфюмерии множество ложных, но прочно вошедших в жизнь, понятий:
• ароматы делятся на мужские и женские (изначально в парфюмерии такого не было);
• ароматы имеют возрастную специфику (это абсурд, овладевший массами);
• ароматы делятся на утренние и вечерние (стереотип связан с образом жизни горожан, которые утром и днем контактируют с бОльшим количеством людей вследствие перемещения в общественном транспорте и обилием офисных контактов в первой половине дня);
• аромат может быть «политкорректным», т.е. не раздражающим никого (без комментариев!).
Чтобы понять всю нелепость этих мифов и заблуждений, стоит попытаться выделить те свойства парфюмерии, которые действительно имеют место и важны.

Прежде всего, ароматы апеллируют к обонянию – чувству, которое в силу эволюционных биологических обстоятельств поставляет человеческому подсознанию больше информации, нежели сознанию. Поэтому с помощью запахов вообще и парфюмерии в частности можно управлять подсознательными реакциями и настроением людей. Запах может вызывать чувство умиротворения, но он может тревожить, пугать, подавлять, вызывать эмоциональное и физиологическое возбуждение, помогать концентрироваться, расслаблять... Список можно продолжать долго. Таким образом, опытный парфюменый манипулятор будет классифицировать ароматы по вызываемым эмоциям, а не по половому, возрастному или временному принципу. Ну, и, естественно, ни один человек с более или менее развитым обонянием не станет, просто не сможет, пользоваться парфюмерией, которая ему самому неприятина или вызывает аллергические реакции.

Есть еще одно важное свойство. Аромат может подходить носителю, а может и не подходить, вступая в противоречие с другими элементами имиджа. Представьте себе «акулу бизнеса», от которой пахнет лесными фиалками!.. Мы знаем, что одна и та же туалетная вода или одеколон могут совершенно по-разному восприниматься на разных людях. Именно поэтому в современной парфюмерии существуют тренды длительностью в несколько лет, которые в определенной степени определяют набор ингредиентов наиболее популярных ароматов. Стиль «кэжуал» привел к появлению маркетингового понятия «спортивный» аромат, и в результате имеется великое множество ароматов от разных фирм, различать которые способен только глубоко интересующийся вопросом человек. На сегодняшний день это пудровый запах, в основе которого зачастую присутствует ирис. Цитрусовые, как и во все времена, открывают звучание аромата и почти тут же уходят, оставляя энергичный и бодрый настрой...

А что же парфюмерная классика? Есть ароматы, проверенные временем, иногда очень длительным. Здесь я сознательно не привожу конкретных брендов и названия авторитетнейших парфюмерных домов, поскольку не хочу вольно или невольно рекламировать кого бы то ни было. Так вот, такая «классика» стала объектом пристального внимания и активного пользования в среде так называемых «парфюмерных маньяков» – людей с огромным непреходящим интересом к парфюмерии и чрезвычайно развитым вследствие длительных тренировок обонянием. Поскольку пользование духами или одеколонами ушедших времен (их называют «винтаж») таит в себе определенные социальные риски и архаичные ассоциации, увлечение винтажем носит оттенок нонконформизма, порой является предметом своеобразного снобизма и даже культа. У парфманьяков даже есть своя культовая книга авторства Луки Турина и Тани Санчез – «Парфюмерный гид». Но, что еще важнее, у многих представителей сообщества, одержимого парфюмерией, есть глубокое понимание современных трендов и специфическое мировоззрение, основанное на анализе богатейшего мира ароматов. Естественно, что это не может не приводить к определенной деформации восприятия (впрочем, неопасной): эти люди встречают по одежке. Будучи уверены в мощном психологическом потенциале так называемого ольфакторного*** восприятия, и не без оснований, парфюмерные маньяки или просто хорошо подготовленные любители парфюмерии видят наш мир совершенно по-особенному. И поэтому они – иные.

Но таких энтузиастов меньшинство. Все прочие люди относятся к парфюмерии довольно прагматично, без душевного трепета. И при этом все хотят быть модными, ухоженными, одним словом, культурными. Возможно, такое утверждение может вызвать улыбку, ведь мы привыкли, что культура – Это Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Чайковский и Рахманинов, Дюрер и да Винчи Ван Гог и Гоген, Бабель и Бебель и т.д. Тут нужно вспомнить, что Александр Сергеевич написал почти двести лет назад:

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.


Не знаю, как Вы, дорогой читатель, а я не представляю себе современность и современника без парфюмерии. Впрочем, возможно я просто один из парфюмерных маньяков :).

(Продолжение будет)

__________
* В фильме «Дневной дозор» один из персонажей, вампир и отец вампира, не может вовремя попасть на торжество к боссу темных сил потому, что замочил для стирки свои единственные брюки. Внимание! Он – не человек :).
** Промискуитет – ничем не ограниченные и беспорядочные половые отношения со многими партнерами. Имел место в первобытно-общинном социуме до появления института брака.
*** Ольфакторный – физиологически связанный с ощущением и анализом запахов.



©2013. Полное или частичное воспроизведение данного текста возможно лишь с согласия автора.

1 комментарий:

  1. понравился "аромат" статьи: умный, познавательный и непринуждённый))

    ОтветитьУдалить